Разработала
заместитель заведующего по ВОР
МБДОУ д/с№9
Логванова Татьяна Витальевна
Проект
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
Совсем недавно, все мы жили событиями Универсиады, отметили 95-летнюю годовщину рождения В.П.Астафьева, 85-летнюю годовщину образования края, и сейчас, активно готовимся к встрече 75-летия победы в ВОВ. Эти замечательные события, конечно же, не могли пройти не замеченными. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач любого образовательного учреждения. В старших, подготовительных группах нашего детского сада реализовывался проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь» с целью построения образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов.
В проекте принимали активное участие воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в ДОУ специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате системной, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Целью проекта является: формирование у воспитанников целостных представлений о социальной и окружающей среде родного края и месте человека в ней, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры, любви к малой Родине.
Для начала были проведены диагностики с воспитанниками старшего дошкольного возраста «Что ты знаешь о Красноярском крае», анкетирование для педагогов и задание-тест для родителей воспитанников. Подведя итоги, мы пришли к таким выводам: дети мало знают о Крае, в котором живут, недостаточно сформирована система работы с родителями воспитанников в вопросах патриотического воспитания, а также 63% педагогического коллектива являются переселенцами из других краев и областей России. Соответственно были определены следующие задачи:
Для педагогов:1. Продолжить совершенствование организационно-методической базы патриотического воспитания в ДОУ;
2. Шире привлекать к участию в патриотическом воспитании семьи воспитанников, общественные организации.
3.Формировать у педагогов понимание актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;
4.Создать условия для самообразования педагогов в данном направлении.
Для воспитанников: 1.Воспитывать у детей любовь к своей «Малой Родине», родному краю, её замечательным людям.
2. Расширять знания детей об истории Красноярского края, его природных богатствах, социально-экономической значимости.
3.Систематизировать знания детей о животном, растительном мире и символике Красноярского края
4. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей.
Для родителей воспитанников:1.Привлечь семьи воспитанников к нравственно-патриотическому воспитанию детей.
2. Активное включение родителей в общественную жизнь детского сада путём использования различных форм взаимодействия.
С точки зрения ФГОС дошкольного образования, данный проект направлен на поддержку инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основополагающий принцип нашей практики – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства и соответственно используется ряд принципов:
индивидуального подхода к детям, сотрудничества, интеграции, систематичности и последовательности, доступности, личностно-ориентированного подхода, сочетания разных видов деятельности, компетентности педагога, игровой подачи материала
В своей работе мы использовали различные технологии: игровые, информационные, проблемные, консультативные, проектные, ИКТ.
Применяли такие формы, как квесты, конкурсы, мастер-классы, выставки и др.
В детском саду разработана модель нравственно-патриотического воспитания нашего учреждения.
Проект «Край, в котором ты живёшь» состоит из 2-х блоков. На данном этапе мы выделили в отдельный блок «Север далекий и близкий».
Педагогами были разработаны тематические планы в каждой группе старшего дошкольного возраста (таких групп у нас 6), запланированы мероприятия:
$1ü пешие экскурсии в:
- городской художественный музей
выставки: «Мастера Красноярья», «Моя Сибирь»,
- городской музей « Строительство Красноярской ГЭС»
$1ü выездные экскурсии «Знакомство с достопримечательностями Края»
- Мемориальный комплекс-музей им.В.П.Астафьева
- Смотровая площадка «Царь рыба»
- Красноярская ГЭС
- Красноярская фабрика игрушек «Бирюсинка»
Для педагогов были организованы экскурсии в Музей-усадьбу В.Сурикова,органный зал, знакомство с творчеством А.Бардина - органиста Красноярской филармонии, лауреата международного конкурса им.М. Таривердиева. Также для педагогов были проведены консультация и мастер-класс «Ловец снов»
Дети подготовительной группы совместно с родителями готовили презентации о животных севера и самостоятельно их представляли не только в своей, но и в других группах(костюмы для презентаций изготовлены родителями).
Ежегодно команды детского сада участвуют в городском семейном экоквесте
«Действуй, Думай, Убирай. Берег чистым оставляй!»
В ДОУ организован мини-музей «Камни и полезные ископаемые». Заинтересовавшись этой темой, воспитанница старшей группы приняла участие в городском фестивале исследовательских работ
«Хочу все знать» с докладом «Можно ли вырастить кристалл в домашних условиях».
Проект обеспечивает следующие результаты:
1.Собран материал по темам: «Красноярский край», «Север далекий и близкий»
2. Приобретён новый методический материал по данной теме.
3. Появились новые социальные партнеры :
Ресурсно-методический отдел организации межведомственной работы по патриотическому воспитанию Дом офицеровг.Красноярск,
4.Повысилась эффективность образовательного процесса за счет расширения образовательного пространства.
5.Повысилась детская, родительская и педагогическая компетентность в вопросах истории, культуры, экономики Красноярского края.
6. Дети знают местоположение северных районов на карте края .
7.Называют особенности климата и природы Севера, его растительный и животный мир.
Образовательную практику можно оценить следующими результатами:
- Диагностика детей,
- оценка пополнения методической базы ДОУ и образовательной среды по вопросам регионального компонента.
Мы открыты для всех заинтересованных организаций и готовы поделиться накопленным опытом работы.